ЦЕЛЬ:
развитие Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Детского центра «Радуга» в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.
Задачи программы:
в области повышения качества образования и его реализации:
- · совершенствовать систему дополнительного образования детей на основе учёта территориальных, социокультурных и национальных особенностей, отечественных традиций и использования современного опыта в области воспитания и образования;
- · обновлять, модифицировать программно-методическое содержание дополнительного образования детей, его формы, методы, технологии;
- · создать банк методического обеспечения функционирования единой системы непрерывного образования в условиях учреждения дополнительного образования;
- · создать систему эффективного контроля образования детей, его научно-методического и информационно-технологического обеспечения;
- · расширить областное сотрудничество в области образования и воспитания;
- · организовать и развивать просветительскую деятельность общественных детских и молодёжных организаций района.
в области создания социальных и управленческих условий для овладения комплексом компетенций учащихся:
- · определить комплекс условий для становления и развития здоровой, культурной, социально активной личности, обладающей гуманистическими, нравственными ориентациями, устойчивой мотивацией к познанию, творчеству и высоким адаптационным потенциалом;
- · создать комплекс методических средств по проектированию, управлению и анализу образовательного процесса в учреждении;
- · организовать систему повышения квалификации, способствующую освоению новых образовательных и воспитательных технологий внутри учреждения;
- · укреплять и развивать материально-техническую базу;
- · разработать единую программу взаимодействия с социокультурной средой в сфере образовательной и досуговой деятельности детей;
- · организовать действенную работу по формированию позитивного имиджа МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга»
Приоритетными направлениями развития центра обозначены:
1. повышение уровня занятости детей и родителей в различных видах культурной деятельности.
2. Дополнительное образование детей успешно реализуется в деятельности детских и молодежных общественных организаций.
3. За годы работы коллективом центра накоплен богатый опыт взаимодействия с общественными организациями и социальными институтами.
5. Развитие творческих способностей ребенка, его самоопределение в значительной мере зависят от конкретного педагога дополнительного образования, поэтому одно из направлений развития центра – повышение квалификации сотрудников.
В модели Центра выделяются – 4 основных содержательных блока деятельности:
- образование,
- творчество,
- социальный опыт,
- культурно – развивающий досуг,
которые реализуются в 112 творческих объединениях, где занимаются 1041 человек в возрасте от 5 до 17 лет.
Анализ основных направлений деятельности МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга»
- туристско – краеведческое;
- эколого – биологическое;
- военно – патриотическое;
- социально – педагогическое;
- художественно – эстетическое
В структуре Центра:
- методический отдел,
- педагоги, занимающиеся с детьми по различным направлениям деятельности.
Учебный процесс начинается 1 сентября и оканчивается 25 мая. Основными формами учебного процесса являются: групповые, учебно- практические и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие во Всероссийских и областных конференциях, конкурсах, акциях, форумах, фестивалях, походах, экспедициях.
Характеристика педагогического коллектива
Успех работы учреждения во многом определяется кадровым составом. В нашем центре это одна из сильных сторон образовательного процесса.
Всего педагогов дополнительного образования – 77.
Из них:
- основных – 24.
- совместителей –53.
Обеспечение МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга» педагогическими кадрами.
Общее
количество учителей
|
Из них имеют образование
|
В том числе имеют квалификационную категорию
|
ВП
|
ВН
|
НВ
|
СП
|
СН
|
СО
|
ВК
|
1
|
11
|
Без
категории
|
24
|
9
|
5
|
|
9
|
|
1
|
4
|
15
|
|
5
|
В числе педагогических кадров Д.Ц.»Радуга»:
- кандидат биологических наук – 1 человек,
- награждены грамотой Министерства образования Оренбургской области – 1,
- награждены грамотой отдела образования администрации Домбаровского района – 3,
- награждены грамотой главы администрации Домбаровского района – 1,
- имеют благодарность главы администрации Домбаровского района – 0,
- имеют благодарность отдела образования – 0.
- имеют благодарность областного значения - 1.
Кроме того, сотрудники центра активно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, семинарах и творческих площадках, мастер - классах, взаимопосещением занятий. Участвуют в семинарах и совещаниях, проводимых другими учреждениями и организациями – Министерством образования области, областным Дворцом детского и юношеского творчества имени Поляничко, областным эколого-биологическим центром.
Повышение квалификации педагогов осуществляется на областных семинарах, круглых столах по обмену опытом, через индивидуальные консультации.
Контингент воспитанников МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга»
по годам и направлениям обучения.
Направления
|
|
2012-2013
|
групп
|
детей
|
Эколого-биологическое
|
3
|
30
|
Художественно-эстетическое
|
55
|
445
|
Туристско-краеведческое
|
34
|
311
|
Социально-педагогическое
|
4
|
73
|
Военно-патриотическое
|
5
|
45
|
Культурологическое
|
9
|
58
|
Естественно-научное
|
2
|
26
|
Всего:
|
112
|
1041
|
Количество обучающихся в МОБУДО детей Д.Ц.»Радуга»
по возрастному уровню
п/н
|
Возрастной уровень
|
2012-2013г
|
%
|
1
|
Дошкольный
|
66
|
6,3
|
2
|
Начальный
|
477
|
45,8
|
3
|
Средний
|
360
|
34,6
|
4
|
Старший
|
138
|
13.3
|
|
Всего
|
1041
|
|
Анализ движения учащихся за 2012 – 2013 годы показал, что в условиях сложной демографической обстановки контингент обучающихся изменился, наполняемость групп в объединениях снизилась на второй и четвертой ступени обучения, но осталась высокой на первой ступени обучения. Основные причины снижения наполняемости групп в объединениях третьей и четвертой ступени обучения кроются в неразвитости материально-технической базы и загруженности детей в школе. Увеличение наполняемости групп на первой ступени обучения связано с внедрением ФГОС.
Одним из ведущих направлений деятельности педагогического коллектива МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга» является научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Оно осуществлялось по нескольким направлениям:
1. Развитие программно-методического оснащения системы деятельности МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга»
2. Создание единого информационно-образовательного поля для осуществления программы повышения квалификации кадров;
3. Мониторинг изменений личностных качеств воспитанников и педагогов.
Содержание образовательного процесса реализуется через дополнительные образовательные программы, направленные на реализацию воспитательных, обучающих и развивающих целей, позволяющих раскрыть задатки и способности детей, создавать условия для их личностного саморазвития.
Образовательные программы строятся на принципах интеграции, дифференциации, дополнительной функциональности, адаптивности, свободного выбора и ответственности, личной направленности.
Каждая из программ учебного плана – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащие условия, методы и технологию достижения цели, предполагаемые конечные результаты. Она раскрывает структуру организации, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса.
Сведения о реализуемых образовательных программах в учреждении.
Основные показатели
|
На 01. 01. 2012
|
На 01. 01. 2013
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Общее количество программ
|
78
|
-
|
78
|
-
|
По типу
|
Авторские
|
1
|
1.0
|
1
|
1.0
|
Модифицированные
|
77
|
99.0
|
77
|
99.0
|
Адаптированные
|
|
|
-
|
-
|
По срокам реализации
|
Краткосрочные
|
|
|
|
|
До 1 года
|
56
|
71,8
|
56
|
71.8
|
1-2 года
|
|
|
|
|
От 3-х и более лет
|
22
|
28.2
|
22
|
28.2
|
По уровню реализации
|
Дошкольного
|
4
|
5,12
|
4
|
5.12
|
Начального
|
24
|
30.77
|
24
|
30.77
|
Средний
|
24
|
30.77
|
35
|
|
Старший
|
26
|
33.34
|
15
|
33.34
|
Анализ программного обеспечения образовательной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
- за прошедший год возросло число программ по ФГОС
В 2013году количество программ по ФГОС составили - 25.
Контрольно-диагностическое обеспечение.
Контрольно-диагностическое обеспечение реализации программы осуществляется по следующим блокам:
- Контроль аналитической деятельности:
– анализ всех направлений деятельности педагогического коллектива;
1. анализ педагогической деятельности за полугодие и год
- наличие выводов, целей и задач на предстоящий цикл деятельности.
2. Контроль деятельности по планированию образовательного процесса осуществляется по следующим параметрам:
- наличие всех видов планов, утвержденных директором центра или его заместителем;
1. выполнение планов методической и дидактической деятельности
2. выполнение планов воспитательной деятельности
3. взаимопосещение открытых занятий
4. ведение паспортов на воспитанников объединений
- соответствие структуры и содержания плана внутрицентровым рекомендациям;
- отражение в мероприятиях целей и задач деятельности на предстоящий учебный год.
3. Контроль социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется по следующим направлениям:
3.1. Психолого-диагностическая деятельность.
- диагностика воспитанников ( входная, промежуточная, итоговая)
3.2. Методическая деятельность.
К критериям эффективности методической деятельности относятся:
- наличие программ по всем направлениям деятельности;
- наличие образовательных программ творческих объединений;
- наличие банка методического и дидактического материала;
- методический уголок;
- соответствие организационно-методических форм повышения профессионального мастерства потребностям конкретных педагогов;
- результаты деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов.
3.3. Организация содержательного досуга.
Критериями эффективной организации содержательного досуга учащиеся являются:
- полный охват учащихся, занимающихся в ТО;
- высокий уровень проводимых мероприятий (определяются анкетированием);
- создание актива микросоциума, способного организовывать досуг учащихся.
4. Контроль педагогической деятельности в структурных подразделениях:
- сохранность контингента;
- взаимопосещение открытых занятий;
- контроль за финансовой документацией;
- контроль за выполнением учебного плана;
- качество преподавания.
5. Контроль деятельности по осуществлению контроля за образовательным процессом:
- наличие разработанной и действующей системы контроля;
- систематическое заполнение документации, отражающей результаты контроля;
- анализ эффективности систем контроля.
Коллектив работает по программе развития МОБУДО детей ДЦ «Радуга» на 2009 -2012 учебные годы и по 6 подпрограммам.
В течении 2012-2013 учебного года проведено:
1) 3 заседания педагогического совета на темы:
- Утверждение плана работы центра на 2012-2013 учебный год – докладчик Бектасова С.Я.
- Анализ работы педагогов дополнительного образования за первое полугодие 2012-2013 г .- докладчик Бектасова С.Я.
- Работа администрации центра по созданию оптимальных условий для творческого выражения личности воспитанника в рамках заявленного статуса – докладчик Муканов. У.К.
- Система совместной работы педагогического коллектива и администрации центра по ведению внеурочной деятельности учащихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС – докладчик Бектасова С.Я.
2) 1 заседание педагогического совета не проведено это:
- Внедрение активных форм обучения в образовательный процесс с целью совершенствования образованности воспитанников – докладчик Измайлова Р.А.
2) методических советов – 5
- анализ работы методической службы за 2012-2013 учебный год – докладчик Бектасова С.Я
- утверждение плана работы на 2012-2013 учебный год – докладчик Бектасова С.Я.
- утверждение программ творческих объединений – докладчик Бектасова С.Я.
- утверждение графика проведения открытых занятий аттестуемыми педагогами и методистами – докладчик Бектасова С.Я.
- утверждение положений о творческих объединениях,
- утверждение плана работы родительского комитета на 2012-2013 год- докладчик Руманова Е.В.
- о внеурочной деятельности учащихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС – докладчик Бектасова С.Я.,
- формы работы, повышающие уровень активности обучения в творческом объединении «Художественное выжигание по дереву – докладчик Евдокимцева Н.Я.
3) методических совещаний - 15
- о рецензировании программ педагогов дополнительного образования – руководителей творческих объединений – докладчик Бектасова С.Я.;
- итоги летней деятельности туристического отдела – докладчик Мурзагалиев С.К.;
- формирование понятий у воспитанников творческих объединений о здоровом образе жизни – докладчик Руманова Е.В.,
- о результатах проверки областной комиссии – докладчик Муканов У.К.,
- экологическая направленность в проектной деятельности – докладчик Макатова М.А.,
- формы туристской деятельности среди школьников среднего возраста – докладчик Мурзагалиев С.К.,
- современные технологии гражданско-патриотического воспитания школьников Домбаровского района – докладчик Измайлова Р.А.
- проведение интегрированного занятия во внеурочной деятельности учащихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС – докладчик Абдильдинова У.К..
- организация и проведение однодневных походов и экскурсий с воспитанниками и родителями – докладчик Бектасов Р.Н..
- Особенности работы с трудными подростками в объединениях туристического профиля – докладчики Мурзагалиев С.К. и Бектасов Р.Н.
- активные формы воспитательной работы в учебном процессе творческих объединений художественно-эстетической направленности – докладчик Жарилгапова Р.Т.
4) проведено семинаров – 10
- организация воспитательной работы в школе – докладчик Измайлова Р.А.
- проблемы развития детского общественного движения в ОУ – докладчик Евдокимцева Н.Я.
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления – докладчик Евдокимцева Н.Я.
- о конкурсе образовательных программ педагогов дополнительного образования – докладчик Бектасова С.Я.
- повышение профессиональной подготовки, овладение современными методами педагогической деятельности – докладчик Мурзагалиев С.К.
- организация исследовательской деятельности в школе – докладчик Гусева И.В.
- современные эффективные модели технологий в дополнительном образовании – докладчик Измайлова Р.А.
-инструктивный семинар совещание организаторов летней оздоровительной компании – докладчики Бектасова С.Я.., Жарилгапова Р.Т., Измайлова Р.А.
5) родительские собрания - 2
6) конференции – 2
7) заседаний по ученическому самоуправлению – 4
8) районных фестивалей -5
9) областные конкурсы – 10
10) всероссийских фестивалей -1
11) обобщение опыта – 8
12) публикации в СМИ – 38
13) областные семинары – 9
14) экскурсии по музеям – 79
15) туристские слеты и соревнования – 6
16) разработанные сценарии – 19
17) творческие группы -3
18) отчетные концерты -2
19) совещания при зам директоре – 6
В условиях внедрения Федерального образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время.
В прошедшем учебном году наши педагоги активно включились во внеурочную деятельность. В 10 образовательных учреждениях заняты 19 педагогов дополнительного образования, из них 7 основных работников и 12 педагоги совместители, 10 из которых имеют 1 категорию. В трех школах, которые находятся на территории районного поселка при проведении родительских собраний в школах мы тоже встречались с родителями, где знакомили их с педагогами, рассказывали о каждом объединении и демонстрировали выставку поделок
Родители учащихся выбрали кружки следующих направлений, где работают педагоги:
- по декоративно-прикладному направлению задействованы 7 педагогов,
- художественно- эстетическому – 9
- социально – педагогическому -2
- краеведческому -1.
Было охвачено 56 учащихся 3 года обучения, 93 учащихся второго года обучения и свыше 110 первого года обучения
Педагогами были разработаны программы сроком на 1,3 и 4 года обучения , которые утверждены на методическом совете ДЦ «Радуга» и согласованы с образовательными учреждениями, на базе которых работали педагоги.
Занятия проводились в школах, кроме творческих объединений «художественное выжигание по дереву», «Эврика», театр игры «Конфетти».
ДЦ «Радуга» заключил трехсторонний договор о сотрудничестве с образовательными учреждениями и родителями, где были отражены обязанности сторон, но когда приступили к занятиям родители не обеспечили своих детей необходимыми материалами, которые необходимы для проведения занятий это фартуки, краски, бисер и т.д., поэтому нашим педагогам пришлось приобретать самим.
Первоклассники 1, 2, 3 школ участвовали в следующих конкурсах:
- областном конкурсе «Волшебный мир детства»
- областном конкурсе « научно – технического творчества»
- областном конкурсе «Мир глазами детей»
- областном конкурсе «Пожарный доброволец вчера, сегодня, завтра»
- районном фестивале «Зажги свою звезду»
В ходе работы нам пришлось вносить дополнения в программу, так как дети не могли 30 минут сидеть и лепить, клеить, работать с природным материалом, мы стали включать игровые моменты, проводить викторины, конкурсы, показывать видеоролики
Недостатки:
- недостаточность оснащения современными техническими средствами в ОУ при проведении наших занятий
- финансовое обеспечение реализации ФГОС
- при ДЦ нет комнаты отдыха, для проведения игровых программ
и педагоги не обеспечены информационно – техническими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования
- почасовую оплату труда педагога дополнительного образования сравнять с оплатой учителя
- посещаемость занятий низкая
В 2012- 2013 году при МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга» прошло профильное обучение учащихся ОУ Домбаровского района по следующим предметам:
- биология,
- химия,
- математика,
- физика,
- русский язык,
- обществознание.
Всего прошли обучение – 106 человек, в том числе:
Занятия проводились для учащихся 11 классов с 15 сентября 2012 года по 30 мая 2013 года 2 раза в неделю. Занятия проводились как в будние дни, так и в воскресные.
В течении всего учебного года, в каникулярное время включительно, с учащимися занимались педагоги – совместители МОБУДО детей Д.Ц. «Радуга».
Во время осенних и весенних каникул было организовано обучение учащихся школы «Эрудит» областного эколого – биологического центра в количестве 15 человек на базе оздоровительного лагеря «Энергетик». В летний период организовано обучение учащихся школы «Эрудит» областного эколого – биологического центра в количестве 35 человек в учебных – оздоровительных лагерях «Березки» и «Космос».